Font Size

Cpanel
  • 453100, Республика Башкортостан, г.Стерлитамак, ул.Свердлова, 216, тел./факс: 8(3473)43-64-45, e-mail: spc-s@mail .ru
  • 453100, Республика Башкортостан, г.Стерлитамак, ул.Свердлова, 216, тел./факс: 8(3473)43-64-45, e-mail: spc-s@mail .ru
  • 453100, Республика Башкортостан, г.Стерлитамак, ул.Свердлова, 216, тел./факс: 8(3473)43-64-45, e-mail: spc-s@mail .ru
  • 453100, Республика Башкортостан, г.Стерлитамак, ул.Свердлова, 216, тел./факс: 8(3473)43-64-45, e-mail: spc-s@mail .ru

Мир детства

Симфония звонких голосов, серебристого смеха – такого, какой бывает только в детстве. Умные детские мордашки – веселые, задумчивые, озорные, любознательные. Любовно поддерживаемая деловитая суета вокруг них, таких трогательно-нежных и одновременно требовательно-серьезных. Все это, вместе с лавиной проблем и попыток их решений, прочно поселилось в Стерлитамакском педагогическом колледже.

Почему дошкольники стали постоянными обитателями колледжа? Да просто потому, что колледж всерьез и надежно занялся решением некоторых из проблем в области дошкольного образования в стране. Это проблемы недостатка мест в существующих дошкольных образовательных учреждениях, несоответствия предлагаемых образовательных услуг для детей до 7 лет потребностям родителей, нехватки специалистов. В качестве одного из возможных решений всего комплекса проблем колледж предлагает создание ресурсных центров. Созданный в колледже ресурсный центр «Мир детства» представляет собой новую форму интегрированного образовательного учреждения, где осуществляется подготовка и переподготовка современных кадров дошкольного и дополнительного образования. Здесь же реализуются образовательные и развивающие программы для детей до 7 лет в специально организованной развивающей среде, используются передовые педагогические методики и технологии, накопленный в мире опыт. Вот и появились маленькие обитатели в колледже, в специально созданном для них «Мире детства». Довольны все. Родители, потому что ощущают, как развиваются и умнеют их чада. Дети, оттого что им комфортно и весело, их здесь любят. Студенты – для них созданы уникальные базы практики. Преподаватели – они получили новейшее современное оборудование. Работодатели получат специалистов, подготовленных с учетом их требований.

Преподаватели колледжа с волнением вспоминает дни работы над инновационной программой, результатом внедрения которой и явилось создание ресурсного центра: «Мы чувствовали, как наши мечты, которые раньше казались несбыточными, вдруг обрели черты реальности и стали сбываться на наших глазах! И, хоть мы и понимаем, что работы только прибавилось, но ощущаем небывалый творческий подъем и удовлетворение от результатов нашего труда». Сейчас они работают в 14 лабораториях Регионального ресурсного центра «Мир детства», занимающихся проблемами дошкольного образования. Это лаборатории «Воспитание и развитие детей раннего возраста», «Альтернативные системы и формы дошкольного образования», «Развивающее обучение детей дошкольного возраста» и другие. Все они имеют специально оборудованные помещения для работы с детьми, семьями. Деятельность этих лабораторий обеспечивает обновление содержания образования по специальностям «Дошкольное образование» и «Специальное дошкольное образование». Ими реализуются 5 новых дополнительных подготовок и 3 специализации, одобренные Министерством образования РФ, а также более 100 модернизированных учебных программ. Подготовленные по новым и модернизированным образовательным программам выпускники колледжа - специалисты дошкольного образования, способны решить проблему недостатка специально подготовленных кадров, готовых к работе в новых формах учреждений дошкольного образования, а также реализовать образовательные и развивающие программы для детей до 7 лет.

Отделом дополнительных образовательных услуг ресурсного центра разработано и реализуется более 20 бизнес-планов, разработанных на основе маркетинговых исследований, а, значит, направленных на удовлетворение запросов потребителей в новых видах и формах дошкольного образования. Это такие группы кратковременного пребывания, как группы «Развитие», использующие программы нового поколения для ДОУ учебного центра им. Л.А.Венгера, студия М.Монтессори, студия вальдорфской педагогики, «Развивашки» для детей раннего возраста. Это изостудия «Веселая палитра», театрально-музыкальная студия «Арлекино», лингва-клуб, гончарная мастерская «Волшебная глина», «До-ми-соль-ка», танцевальная студия, «Волшебные клавиши», «Фитнес для всей семьи», «Спорт для малышей» и другие. Работа вышеназванных форм дошкольного образования и развития в новых производственных зонах, одновременно служит инновационной базой педагогической практики. Здесь у студентов формируются новые, актуальные сегодня компетенции, позволяющие им адаптироваться и быть востребованными на современном образовательном рынке.

Проблемы семей, воспитывающих детей в сельской местности, учтены при разработке содержания дополнительной подготовки «Организация дошкольного образования на селе». Приобретение собственного специально оборудованного транспорта позволяет не только оказывать услуги на селе, но и доставлять детей и специалистов сельских дошкольных образовательных учреждений на базу ресурсного центра. Но охват услугами дошкольного образования большого количества детей не является самоцелью для ресурсного центра. Все-таки главное – это предоставление студентам и преподавателям других образовательных учреждений возможности воспользоваться инновационными ресурсами: материальными, кадровыми, методическими, сетевыми и т.д. И здесь на первый план выходят такие структуры колледжа, как кабинет дистанционного образования, поливалентный актовый зал, методический кабинет, пресс-центр, библиотека, медиатека. Созданная в ресурсном центре новая образовательная среда: зоны производственной практики, новое содержание образования и его методическое обеспечение, новые образовательные технологии, высококвалифицированные кадры, - должна работать и уже работает на регион.

Использование ресурсного центра «Мир детства» в статусе регионального (региональный статус присвоен в ноябре 2009 года) позволяет региону получить значительный экономический эффект: экономия затрат на приобретение методического обеспечения за счет использования Интернет-ресурсов и цифровых образовательных ресурсов; экономия затрат на проведение педагогической практики с использованием базы новых производственных зон Стерлитамакского педагогического колледжа; экономия затрат муниципальных отделов образования на проведение стажировок воспитателей дошкольных образовательных учреждений в альтернативных формах образовательных услуг; экономия затрат на обеспечение методического консалтинга однопрофильным учреждениям профессионального образования. Главный социальный эффект – удовлетворение потребностей населения республики в кадрах, способных оказывать дошкольные образовательные услуги, предоставляемые как в традиционных, так и альтернативных формах.

Объединенные единой целью, возглавляемые лидером - руководителем Антониной Никифоровной Усевич, педагоги и сотрудники колледжа добились серьезных успехов в инновационном развитии колледжа: победа в конкурсе по отбору государственных образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы, в рамках приоритетного национального проекта «Образование» в ноябре 2008 года; получение в июне 2009 года сертификата (№12754), удостоверяющего соответствие СМК колледжа требованиям ИСО 9001:2000; в октябре 2009 года колледж включен в Национальный Реестр «Ведущие образовательные учреждения России» (свидетельство № 00160). Колледж – победитель республиканского конкурса на самое благоустроенное образовательное учреждение СПО. Тем не менее, в процессе создания Ресурсного центра, здесь модернизированы учебные помещения, производственные зоны, лаборатории. Для внедрения и применения дистанционных технологий, технологий сетевого обучения и интерактивных систем сетевого тестирования в колледже установлены современные компьютеры, ноутбуки с соответствующим техническим и программным обеспечением, интерактивные доски, подключенные к локальной сети с выходом в Интернет, средства мультимедиа, телекоммуникационный блок. Оборудован кабинет дистанционного обучения, 22 интерактивных класса. Колледж - студенческий комплекс-городок, на территории которого расположены 4 учебных корпуса, два спортзала, дискозал, актовый зал, библиотека, столовая, два общежития.

С 2008 года колледж является базовым для подведомственных МО Республики Башкортостан учреждений СПО. Колледжем активно ведется исследовательская работа по актуальным проблемам современного образования. На его базе работают три экспериментальные площадки: федеральная экспериментальная площадка «Система подготовки будущих педагогов к воспитанию детей на поликультурных, семейных началах (на материале опыта педагогических колледжей) при ФГУ ФИРО, республиканские экспериментальные площадки «Студенческое самоуправление в процессе соуправления качеством подготовки специалистов» и «Освоение второго профессионального образования в форме экстерната в рамках одного учебного заведения по опережающему обучению» при РУНМЦ МО РБ.

Колледж входит в ассоциацию «Башкирский педагогический государственный университетский комплекс» и включен в систему непрерывного педагогического образования с ГОУ ВПО Башкирский государственный педагогический университет.

В колледже внедрена рейтинговая оценка качества труда студента по собственному профессиональному развитию, основанная на принципах само- и соуправления, и которая сама по себе является средством формирования социальной и индивидуально-личностной компетентности будущих специалистов. А т.к. рейтинговая оценка проводится по окончанию семестра и является основой для принятия управленческих решений, то это – стимул (мотив) к повышению качества самообразовательной деятельности студента, его активности.

Студенческое самоуправление в колледже организовано в соответствии с инновационной моделью «Творчество и успех», отражающей основные направления деятельности студенческого самоуправления (ССУ) и принцип организации по центрам и являющейся лауреатом Всероссийского конкурса на лучшую модель студенческого самоуправления (Москва, 2007 г.). Творческой лабораторией центра ССУ «Развитие» разработан проект «Качество и карьера», который является призером Международной выставки-презентации открытых студенческих проектов (июнь, 2007 г., Сочи, Дагомыс). А руководитель центра «Качество» - студентка 3 курса отделения «Информатика», - стала призером Всероссийского конкурса «Лидер студенческого самоуправления» (2 место) и обладателем гранта в 30 тысяч рублей. Поддержка администрацией колледжа творчества студентов, реальный процесс соуправления качеством подготовки специалистов, создание в колледже единого развивающего пространства, когда каждый студент имеет возможность самостоятельно определить траекторию собственного развития (в колледже работают около 20 творческих объединений, кружков, спортивных секций, 12 подразделений учебной фирмы «Образование для будущего», научное студенческое общество, органы студенческого самоуправления), - стали предпосылкой к широкому ежегодному спектру успехов и достижений студентов колледжа.

По данным, приведенным в сборнике Министерства образования Республики Башкортостан «Индикаторы деятельности учреждений начального и среднего профессионального образования в Республике Башкортостан» за 2009 г., колледж занимает второе рейтинговое место по показателю «Количество первых и призовых мест на республиканских конкурсах (олимпиадах, соревнованиях)» и четвертое рейтинговое место по показателю «Количество первых и призовых мест на международных конкурсах (олимпиадах, соревнованиях)» среди 75 образовательных учреждений СПО республики.

В колледже, для развития у студентов предпринимательских навыков, профессиональных и ключевых компетенций, способствующих их самореализации на рынке труда, создана студенческая учебная фирма «Образование для будущего». Первые учебные фирмы колледжа стали призерами республиканского этапа международного конкурса SIFE «Студенты в свободном предпринимательстве» и получили заказы от производителей, будущих работодателей. Проект учебной фирмы «Вестник СПК», выпускающей студенческую газету, в январе 2007 года стала обладателем гранта (50 тысяч рублей) Республиканского комитета по молодежной политике. Бизнес-проекты студентов команды SIFE колледжа являются ежегодными призерами конкурса «Студенты в свободном предпринимательстве», кураторы команды признаны лучшими в республике, а студенты заключили договоры с предпринимателями на реализацию проектов.

Студентам колледжа комфортно обучаться, развиваться творчески и профессионально в специально созданных для них условиях. Поэтому они успешно проявляют себя в различных конкурсах, фестивалях, олимпиадах различного уровня. Роза Граф, студентка 4 курса отделения «Дошкольное образование», отличница и активистка, считает, что быть воспитателем – ее призвание. Восхищается профессионализмом преподавателей, мечтает о продолжении образования в педагогическом университете по индивидуальной траектории. Говорит, что хочет быть похожей на директора и добиться в жизни таких же успехов, как она: «Когда я выхожу из кабинета директора, у меня не остается ни одного нерешенного вопроса. Зато в голове обязательно сложится план действий!». Зная Антонину Никифоровну, педагога и руководителя по образованию, призванию и от бога, легко веришь сказанному. Ведь даже перечень заслуженных ею званий настолько длинен, что обычно приводят его лишь в сокращении: кандидат педагогических наук, доцент, член-корреспондент Академии педагогических и социальных наук, Почетный работник среднего профессионального образования, Заслуженный работник образования РБ, Заслуженный учитель РФ. Колледж можно назвать ее детищем – она руководит им со дня создания в 1991 году. От подготовки по одной специальности до 8-ми, от выпуска в 20 человек до 300 в год. За 18 лет существования колледж подготовил 3 263 специалиста. Ежегодно трудоустраивается 80,6 % выпускников. Продолжает обучение в вузах не менее 80% выпускников. Выпускники колледжа являются востребованными и успешными специалистами. К примеру, около тысячи выпускников дошкольного отделения являются ведущими специалистами в учреждениях ДОУ города Стерлитамака и южного региона РБ (старшие воспитатели, заведующие, методисты и др.). Подготовленные колледжем специалисты трудятся также в Германии и США.

В колледже полагают, что ресурсные центры, подобные «Миру детства», способствуют решению таких проблем, характерных и для других регионов Российской Федерации, как изменение характера отношений педагогов ДОУ с родителями, определение новой роли дошкольного образовательного учреждения в формировании единой культурно-образовательной среды в условиях сельского социума, изменение концепции дошкольного образования в сторону идеи воспитания, обучения и развития дошкольников, внедрение в систему дошкольного образования спектра новых программ и педагогических технологий, которые бы в полной мере обеспечили возможность развития индивидуальных задатков и способностей детей дошкольного возраста. А главное, решается наиболее актуальный к началу третьего тысячелетия вопрос о кадровом обеспечении, поскольку новая ситуация в дошкольных образовательных учреждениях, обусловленная поиском новых форм организации обучения и воспитания дошкольников, потребовала новых подходов к подготовке специалистов в области дошкольного образования и последующей расстановке кадров.

«Задачи повышения качества дошкольного, общего и дополнительного образования определяют приоритетное направление политики государства в сфере образования». Именно эти слова В. В.Путина, сказанные на заседании Совета по развитию местного самоуправления в феврале 2008г., и анализ проблем развития дошкольного образования стали точкой опоры в поиске нетрадиционного и комплексного решения, каковым и стал ресурсный центр.

Создание Регионального социокультурного инновационно-образовательного ресурсного центра «Мир детства» является одной из существенных точек в векторе развития колледжа, а звенящие детские голоса вселяют уверенность в дне сегодняшнем и надежду на день завтрашний.

Мир детства
Яндекс.Метрика